Наиболее перспективны сплавы Nb-Mo-W, Nb-W-Zr и Nb-W-Ti. Длительная прочность сплавов ниобия с молибденом, вольфрамом и цирконием достигает 120 МН/м2 при 1200 °С. Сплавы Nb-(7+9) % (по массе) W- (2+2,5) % (по массе) Zr отличаются повышенной пластичностью при высокой прочности, превышающей при 1200 °С прочность дефицитного тантала в 5-6 раз. Их жаростойкость при 1200 °С на 2-3 порядка выше жаростойкости ниобия. Сплавы ниобия с (5+10) W и (3+5) Ti, % (по .массе), по кратковременной прочности на растяжение (100-110 МПа) при 1500 °С сравнимы со сплавами РН-6, РН-8, Д-43, В-88. Наивысшей жаростойкостью среди ниобиевых сплавов обладают сплавы ниобия с 5-30% (по массе) MoSi2. Высокая жаропрочность (до 1400 °С) и технологичность ниобия и его сплавов (например, Nb-15W-5Mo-lZr, Nb-33Ta-0,7Zr и др.) привлекают к ним внимание в качестве конструкционных материалов в самолето- и ракетостроении (крылья, головки, сопла и др.), а также в космических аппаратах. Они мало уступают по прочности молибденовым сплавам, например, ТЦМ, выгодно отличаясь от них меньшей плотностью и, следовательно, большей удельной прочностью.
  | Опубликовал: admin   |   Просмотров: 478   |   Комментарии (0) |   
Жаропрочные ниобиевые сплавы предназначены для кратковременной и длительной работы при 1100-1350 °С, молибденовые - до 1500- 1600 °С. Ванадиевые сплавы по удельной жаропрочности превосходят коррозионностойкие стали и могут успешно конкурировать со многими ниобиевыми и молибденовыми сплавами при температурах до ~1250°С. Вольфрамовые сплавы могут работать при температурах до 1650-2200 °С, т.е. в таких условиях, в которых не может работать ни один из существующих жаропрочных сплавов. При Г > 2800 °С сплавы вольфрама по своим прочностным характеристикам мало отличаются от чистого вольфрама.
  | Опубликовал: admin   |   Просмотров: 464   |   Комментарии (0) |   
Этим способом изготавливаются выходные конические патрубки и горловинные вставки ракетных двигателей, облицовка ракетных двигателей некоторых конструкций (толщина облицовки ~10 мм); применяется также штамповка в закрытых штампах деталей ракетных двигателей из листового вольфрама толщиной до 5 мм. Особо велики нагрузки у неохлаждаемых ракетных двигателей твердого топлива (РДТТ) с рабочей температурой ~3000°С, подвергающихся термическим ударам и интенсивной эрозии продуктами сгорания топлива. В качестве материала для сопел РДТТ с высоким энергетическим потенциалом применяется пористый, пропитанный серебром или медью "потеющий" вольфрам или молибден. Сопла из этих материалов лучше противостоят эрозии и термическим ударам, что позволяет избежать их растрескивания при многократном использовании.
  | Опубликовал: admin   |   Просмотров: 351   |   Комментарии (0) |   
Испарение легколетучих компонентов и образование тонких пленок на поверхности более устойчивых металлов вызывает появление гальванических пар и, как следствие, усиление коррозии металла. Большое значение в космических условиях приобретает совместимость различных материалов. Вследствие очистки поверхности металла повышается привариваемость металлических частей. Уже из сравнения температур, при которых с поверхности испаряется равное количество различных металлов, можно видеть, что тугоплавкие материалы наиболее стойки в космосе, а их свойства наиболее соответствуют требованиям ко многим деталям космических аппаратов (их двигателей, сопел и носовых частей ракет). Успехи в материаловедении подготовили достижения в ракетной технике.
  | Опубликовал: admin   |   Просмотров: 304   |   Комментарии (0) |   
Развитие высокотемпературных процессов вызвало необходимость точного определения температур, осуществляемого при плавке, термообработке, спекании и т.д. с использованием оптических пирометров или термопар.
Нити накаливания в оптических пирометрах изготовляют из вольфрамовой или его сплавов проволоки, как самых тугоплавких металлических материалов. Наилучшим материалом для термопар, работающих при г > 2000 °С, оказался вольфрам и его сплавы вследствие высокой температуры плавления и низкой скорости испарения. Успешно применяются также молибденрениевые сплавы.
Хорошую электропроводность, теплопроводность, высокую плотность, упругость, стойкость к электрокоррозии вольфрама и молибдена используют для изготовления эрозионноискровых аппаратов для рассверливания корпусов моторов, коленчатых валов и разрезки различных деталей в автомобильной, авиационной и судостроительной промышленности.
  | Опубликовал: admin   |   Просмотров: 371   |   Комментарии (0) |   
Высокая температура плавления и хорошие механические свойства при высоких и обычных температурах позволяют использовать ниобий в высокотемпературной вакуумной технике для изготовления защитных экранов, нагревательных элементов, конструкционных деталей вакуумных приборов и нагревательной вакуумной аппаратуры и других устройств, работающих при температурах до 1600 °С.Ниобиевые сплавы успешно применяются в качестве нагревателей для работы в высоковакуумных установках при 1400-2000 °С. Для работы в водороде пригодны сплавы ниобия с 15-30% (по массе) вольфрама или 10-20% (по массе) молибдена. Вследствие превосходных геттер- ных свойств ниобиевые листы используют для изготовления защитных коробов и контейнеров для отжига легкоокисляющихся материалов.
  | Опубликовал: admin   |   Просмотров: 567   |   Комментарии (0) |